Житие преподобного Романа Киржачского

PrepRomanУчитель и ученик… Так составляется и так венчается жизнь человека и здесь, на земле, и там, в Царстве Небесном, если она от Истины и истинна.
Святые Сергий Радонежский и Роман Киржачский явили миру не просто жизнь, но Свет жизни, став Его вечными светочами.
Более половины столетия протекло после печального прощания русских людей с «солнцем Русской земли», благоверным князем Александром Невским. Буйные князья сводили друг с другом самоубийственные счеты, обескровливая и обессиливая Русь до тех пор, пока на великокняжеском столе не оказался Иоанн Данилович, прозванный в народе за щедрую милостыню Калитой. При нем укрепилось и возросло Московское княжество, успокоилась Русь, «и наступила давно не испытанная тишина в Русской земле».
В тот период молчаливого собирания народных сил новое солнце тихо восходило на духовном небосклоне нашего Отечества. В глухих дебрях Радонежских лесов, на горе Маковец, преподобный Сергий строил обитель во имя Пресвятой Троицы. Много сил, терпения и мужества требовалось для того, чтобы в лесной пустыни загорелся светильник православной веры. Молва о новом пустынножителе и его обители скоро распространилась по Руси, привлекая к нему любителей уединенного монашеского жития. Одним из близких учеников преподобного Сергия был монах Роман.
Преподобный Роман родился в первой четверти XIV века. Мы не имеем точных сведений о месте и времени его рождения, но церковное предание сохранило память о том, что с юных лет сердце отрока загорелось любовью ко Христу и стремлением к монашеству. Его светлую душу влекло молчаливое служение Богу в смиренной тишине удаленного монастыря. Мутное кипение мирской суеты тяготило ее. Услышав о дивном Радонежском пустыннике, Роман отправился в его обитель, поступил в число братии Троицкого монастыря и всецело предал свою волю в духовное руководство преподобного Сергия, став преданным и послушным учеником.
Преподобный Сергий с любовью принял Романа, предложив ему, по обычаю, срубить для себя келью. Проста и скудна была жизнь пустынников. Зачастую не хватало свечей и вина для богослужения. Братия служили при свете березовых или сосновых лучин. Богослужебные книги, по свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, писались тогда в обители на бересте из-за недостатка средств. Случалось, что насельникам пустыни вместе с игуменом приходилось по несколько дней ничего не вкушать, поскольку устав обители запрещал собирать милостыню по окрестным селениям. Слабейшие роптали на своего преподобного авву, но он мудро увещевал их предавать себя терпению, как учителю жизни. По молитве святого игумена Сергия Господь скоро посылал щедрых жертвователей в монастырь, где бедность была истинным духовным сокровищем.
Вместе со всеми смиренно переносил Роман холод, скудость и неустройство северной пустыни. Ее суровые условия закаляли волю, укрепляли и воспламеняли в юном подвижнике веру в Промысл Божий,
углубляли доверие к своему духовному отцу.
По уставу монастыря Роман, поступив в число братии, должен был пройти жесткий искус новоначального. Тому, кто хотел принять иноческий постриг, игумен выдавал длинную одежду из черного сукна. Вместе со всеми ученик проходил ряд послушаний и только после испытания его твердости постригался.
По всей вероятности, во второй половине XIV века, 1 октября, в день празднования Покрова Пресвятой Богородицы и памяти преподобного Романа Сладкопевца, ученик великого Сергия принял монашеский постриг в чУчитель и ученик… Так составляется и так венчается жизнь человека и здесь, на земле, и там, в Царстве Небесном, если она от Истины и истинна.есть святого Сладкопевца. Не исключено, что выбор святого покровителя объяснялся музыкальными способностями Романа. После принятия ангольского чина для новоначального подвижника пост и молитвенное делание стали правилом всей его последующей жизни.
Как большинство русских обителей XIV века, Сергиева пустынь первоначально была своекоштной, или особножитной. Игумен был общим руководителем для всей братии, монахи вместе молились, собираясь в церкви, но в отношении пищи, одежды, жилья они были совершенно самостоятельны. С укреплением и расширением Сергиевского монастыря умножилось число его насельников. Постепенно вокруг него образовалась монастырская слобода, рядом с монастырем пролегла дорога из Москвы в северные русские города.
Изменение положения обители заставляло игумена Сергия серьезно задумываться над изменением, устава монастырской жизни. Сердце преподобного особенно склонялось к древней практике строгого общинного жития, где монахи не имеют в личном пользовании никаких вещей, тем более, денег. Братия тесно связаны друг с другом цепью общих послушаний, составляя единый живой организм. В идеале общежительный монастырь возрождал структуру древнехристианской церкви, где у «множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения не называл своим, но все у них было общее».
По благословению святителя Московского Алексия, после получения письменного пожелания константинопольского патриарха Филофея, в 1354 году, преподобный Сергий ввел в монастыре общежительный устав. Строгость восточного устава вызвала недовольный ропот многих братий. Некоторые тайком уходили из обители. В то же время вернулся
из Москвы старший брат преподобного Сергия, Стефан. Ропот несогласных нашел у него поддержку тем более, что Стефана внезапно охватила мысль о своем первоначалии в обители.
Однажды в субботу, во время вечерней службы, когда преподобный Сергий в алтаре облачался, его брат стоял на левом клиросе. Заметив, что канонарх взял в руки книгу, Стефан сурово обратился к нему: «Кто дал тебе эту книгу? — Игумен дал ее мне, — смиренно ответил канонарх.— Кто игумен на этом месте? — с гневом возразил ему Стефан. — Не я ли первый пришел на это место?» Раздраженный Стефан продолжил свою речь словами, которые агиограф Епифаний Премудрый, не решился воспроизвести. Преподобный Сергий слышал из алтаря вспыльчивую речь брата, но спокойно провел службу, ничем не показывая своего огорчения. После окончания богослужения, не желая давать повод к соблазну, игумен Сергий тайно оставил монастырь.
Житие преподобного Сергия XV века, написанное Епифанием Премудрым и пересмотренное Пахомием Логофетом, повествует о том, что преподобный вышел из монастыря совершенно один. Однако источник XVII—XVIII века «Книга, глаголемая описание о российских святых» утверждает, что преподобный Сергий, уходя, взял с собой ученика своего Романа.
Позднее свидетельство подкрепляется устойчивым устным преданием, согласно которому Сергий оставил обитель вдвоем с преданным
учеником Романом. После длительного перехода, пройдя около двадцати километров, игумен и его ученик сильно утомились. Роман почувствовал жажду и. не в силах долее терпеть, обратился к преподобному с просьбой помолится Богу, чтобы Господь извел из близлежащей горы воду, как некогда Он извел воду из скалы по молитве пророка Божия Моисея. Видя горячую веру ученика, за послушание ему, преподобный Сергий взмолился ко Господу и ударил посохом по склону горы, из которой немедленно забил холодный источник целительной воды. Так возник знаменитый Гремячий ключ.
Покинув Троицкий монастырь, преподобный Сергий пришел к своему другу, игумену Махрищской обители Стефану, и попросил дать
ему одного из братии в проводники по окрестным местам, дабы поставить новый монастырь. Преподобный Стефан избрал для своего друга и собеседника монаха Симона. Долго искали черноризцы, но нигде не успокаивалось сердце преподобного Сергия. Дойдя до берега быстро-струйной реки Киржач, путники увидели высокий живописный холм, склоны которого покрывала пушистая зелень. Высокие вязы рядами спускались к прозрачным струям Киржача. Преподобный узнал духом место, которое искала его душа. Здесь и начал он строить новую обитель во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, которая посетила впоследствии игумена Сергия в келье незадолго до его блаженной кончины.
В осиротевшем Троицком монастыре царило всевозрастающее смятение: насельники повсюду пытались отыскать своего первоигумена и старца. Один из них, зная о дружбе преподобных Сергия и Стефана, что на Махре, зашел в монастырь последнего и нечаянно узнал о местопребывании Троицкого игумена. От радости брат поспешил вернуться в свой монастырь, чтобы утешить остальных.
После того как обнаружилось новое место подвигов аввы Сергия, к нему стали потихоньку переходить его ученики. Вначале подготовили кельи для жилья, затем пришло время для строительства самой церкви. Нет сомнений, что одним из верных помощников преподобного Сергия в устроении Киржачской обители был смиренный монах Роман, ставший ее наследным игуменом, независимо от того, пришел ли он вместе с учителем, либо ушел вслед за ним.
Создание нового храма требовало благословения московского иерарха. Получив его от митрополита Алексия, преподобный Сергий принялся за строительство церкви. Особенное впечатление производит молитва преподобного, которую он пролил тогда к Богу, Вечному Содетелю неба и земли: «Господи Боже мой, в древности уверивший Иоиля многими великими чудесами, и законодавца Своего Моисея известивший многими и великими знамениями, показавший Гедеону руном образ победы, Сам ныне, Владыко Вседетель, услышь меня, грешного раба Своего, молящегося Тебе! Приими молитву мою и благослови место сие, которое благоизволил создать в Славу Твою, в похвалу же и честь Пречистой Твоей Матери, Честного Ее Благовещения. Да и здесь всегда славится Имя Твое, Отца и Сына и Снятого Духа!» Призвав Божие благословение, начали рубить церковь.
Ни много, ни мало, около четырех лет строилась Богородицкая обитель. Многие братия тотчас по велению сердца перешли в нее из Троицкого монастыря. Оставшиеся скорбели, лишившись мудрого духовного руководства, и соборно решили настоятельно просить святителя Алексия вернуть игумена Сергия в монастырь на Маковце. Известно, что старец-митрополит глубоко чтил преподобного. Сожалея о разорении Сергиевской обители, он с радостью откликнулся на мольбы монахов. Целое посольство из двух архимандритов святитель отправил в Благовещенский монастырь для возвращения в обитель Святой Троицы ее первоначальника. Вместо себя митрополит Алексий просил преподобного оставить в Киржачском монастыре самого искусного и верного из своих учеников, которым и стал блаженный Роман.
Послушно исполняя волю святого старца, игумен Сергий вначале предложил настоятельство в обители на Киржаче близкому ему Исаакию. Но Исаакий более всего возлюбил безмолвное житие — непрестанное молитвенное общение с Богом и умолил своего учителя благословить его на более сродный ему подвиг безмолвия. Усмотрев в стремлении Исаакия волю Божию, преподобный Сергий благословил на игуменство и управление Киржачским монастырем Романа, с которым он пришел на место сие. Кротко ответил любимому авве согласием на большое и трудное послушание этот избранный ученик и отправился в Москву за утверждением в нем. Святитель Алексий рукоположил Романа во иеромонаха и даровал ему сан игумена Благовещенского Киржачского монастыря. Годом основания обители принято считать 1358-й. Так же, как в Троицкой обители, в Киржачском монастыре вскоре был установлен общежительный устав. Благовещенский монастырь с самого своего основания до упразднения в 1764 году оставался сродным Троице-Сергиевой обители. Согласно мнению церковных историков, преподобный Роман вошел в летопись Киржачского монастыря как его первый игумен.
Воспитанный великим аввой Сергием на творениях святых отцов Церкви, преподобный Роман особо поощрял книжные занятия своей братии, которые приобщали ее к высшим знаниям духовной науки. В обители много читали, тщательно переписывали богослужебные книги и свято-отеческие труды. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас рукописные книги Киржачского монастыря XIV века: Жития святых, Лествица преподобного Иоанна, Апокалипсис с толкованием святого Андрея Кесарийского и Требник с последованием пострижения в монашеский чин.
Киржачский игумен прошел опытно школу пустынножития, где внешний подвиг строгого поста и нищеты сочетался с глубокой внутренней молитвой и пламенной верой в помощь Божию. Некогда он имел драгоценную возможность видеть, как его духовный отец, преподобный Сергий, в собственной жизни воплощал вечные заветы. Подвижник живо старался во всем подражать дорогому старцу, усваивая его редкую сердечную кротость, удивительное смирение, молитвенность, нескончаемое терпение чужих немощей. Высокая внутренняя жизнь ученика аввы Сергия сделала его духоносным учителем, к коему потекли люди за советом и молитвенной помощью, глубоко веруя, что Господь скоро слышит прошения Своих верных рабов. вопиющих к Нему.
Далеко от шумной Москвы стоял тихий Благовещенский монастырь,
но и в нем невозможно было отстраниться от событий, которые взволновали Русь. В 1378 году Москва с плачем проводила в последний путь великого святителя и чудотворца Алексия. Спустя два года темная туча нависла над Русской землей: хан Мамай с огромными полчищами выступил против Московского княжества. Великий князь Димитрий Иоаннович, спешно собрав войско, перед страшным походом испросил благословение на битву у крестного отца своих детей, преподобного игумена Сергия. 8 сентября 1380 года состоялась кровавая сеча на Куликовом поле. Вместе с отцами Троицкой обители со слезами молились о победе русского христолюбивого воинства и братия Благовещенского Киржачского монастыря. В 1389 году после тяжелой болезни вследствие непомерных нагрузок окончил свою жизнь благоверный князь Димитрий Иоаннович, прозванный после великой победы Донским. Преподобный Сергий со многими молитвами простился с ним в Архангельском соборе Московского Кремля. Эта потеря глубоко опечалила всех русских людей во главе с их духовными наставниками.
Насельники Благовещенского Киржачского монастыря по молитвам своего игумена постепенно проходили нелегкие ступени монашеского искуса. Терпение, любовь и дар рассуждения помогали преподобному Роману ограждать учеников от излишней горячности и пробуждать их от холодной рассеянности. Сама внешность преподобного отражала глубокий духовный мир его внутренней жизни.
Много горестных и радостных событий протекло перед взором смиренного игумена Романа. Его ясная душа просила мира и упокоения в Боге. В день Благовещения Пресвятой Богородицы великий Троицкий игумен Сергий был чудесно извещен Самой Царицей Небесной о своей близкой кончине. Это побудило его вскоре передать в управление свой монастырь преподобному Никону, дабы в безмолвии предстать уже пред самим Господом. Несомненно, преподобному Роману стало известно об этом дивном событии от своего старца-игумена. Но сам он скончался в мире прежде своего учителя, на память святого мученика Каллиника, 29 июля 1392 года.
Братия Благовещенской обители со многими молитвами и слезами погребли старца под диаконником монастырского храма, выстроенного трудами его великого аввы, преподобного Сергия, со своими преданными учениками.
Прошли века, но почитание Киржачского игумена не угасло с его кончиной. Над местом его погребения иноки поставили раку, а затем и резную сень над ней. Написали икону преподобного Романа. Перед ракой преподобного горели неугасимые лампады. На ее боковых стенах вычеканили тропарь и кондак в его честь. Чередные иеромонахи и священники неопустительно служили на гробнице подвижника панихиды по усердным просьбам почитателей преподобного Романа. В день его памяти совершали по чину заупокойную литургию. В притворе усыпальницы первоигумена монастыря стояла чаша с водой из колодца, по преданию, ископанного самим преподобным Сергием Радонежским при основании обители.
На Святых вратах при входе в монастырь долгое время паломников извещала надпись о том что «Киржачский Благовещенский монастырь основал в XIV веке, от 1354 до 1358 года, преподобный Сергий, игумен Свято-Троицкого монастыря, по благословению митрополита Алексия, московского чудотворца, по основании сего паки возвратился в Свято-Троицкий монастырь, по увещанию и умолению двух архимандритов, посланных святителем Алексием; вместо себя же оставил в Киржачском монастыре настоятелем первого ученика своего, преподобного иеромонаха Романа, которого мощи здесь находятся под спудом. В память его, по усердию народа отправляемы бывают панихиды, а на гробнице вычеканены ему тропарь и кондак».
Примечательно, что в рукописных святцах XVII—XVIII веков первый Киржачский игумен именуется преподобным и чудотворцем. Пожары монастыря, уничтожившие большую часть архива, могли погубить и записи о чудесах преподобного Романа, которые дали повод называть его даже чудотворцем.
Иерей Александр Ляннов, служащий в городе Мстеры Владимирской области, передал рассказ своей бабушки, Якушевой Анны Ивановны, слышанный им от нее в середине 1980-х годов. В конце 1920-х годов Анна Ивановна жила в деревне Ратьково Киржачского района. У одной из жительниц Ратьково маленькая дочь была тяжело больна и с рождения не могла ходить. Около 1928 года, незадолго до закрытия Благовещенского собора, в день памяти преподобного Романа (29 июля) мать по обыкновению решила пойти с дочкой в церковь, глубоко почитая преподобного. Она посадила больного ребенка на плечи и пешком отправилась в город. Боясь опоздать на Божественную Литургию, женщина вышла рано и пришла задолго до начала богослужения. Утомившись от дороги, мать с больной девочкой на руках присела отдохнуть на ступенях Благовещенского храма. От реки поднимался голубой туман и мягко окутывал монастырские церкви. Уставший ребенок попросил у матери попить. Неожиданно к ним подошел благообразный старец в монашеской одежде и предложил девочке кринку с молоком. Малышка сделала несколько глотков и, поблагодарив, вернула недопитое молоко доброму дедушке. Спустя несколько минут ребенок вновь обратился к матери: «Мама, мне стало так хорошо, еще бы попить!» Оставив дочку на ступенях храма, женщина бросилась догонять старенького монаха, но нигде не смогла его найти.
Вернувшись, мать взяла девочку па руки и поднялась в Благовещенский собор. Она со слезами молилась, исповедалась и причастилась. Малышка сидела подле на скамеечке и с любопытством рассматривала церковь. На стене она заметила знакомое изображение доброго старца, напоившего ее молоком, и показала его матери. Им оказался преподобный Роман, Киржачский игумен. После окончания богослужения больная малютка настолько лучше себя почувствовала, что смогла весь обратный путь из Киржача в Ратьково пройти своими ножками. После чудесного исцеления девочка всегда с ранней весны до поздней осени неизменно ходила босиком, вызывая шутки и насмешки окружающих.
В 1928 году Благовещенский собор закрыли. В годы Великой Отечественной войны в подклете храма располагалась керосиновая лавка, где всегда выстраивались большие очереди. Однажды люди, стоявшие за керосином, увидели на крыше собора старого монаха, одетого в мантию. С кадилом в руках старец обходил крышу и со всех сторон кадил город Киржач. По молитвенному заступничеству святого покровителя город Киржач остался в стороне от военных действий.
В 1990-1991 годах вновь Божиим Промыслом ожил бывший Киржачский монастырь: Благовещенский собор открыли для богослужения как приходскую церковь, и приход сделал первые шаги по восстановлению монастырских храмов.
В 1992 году в Благовещенском приходе готовились к торжественному празднованию 600-летия со дня кончины преподобного Сергия Радонежского, основателя Киржачского монастыря. Накануне торжеств епископ Владимирский и Суздальский Евлогий посетил храм, чтобы посмотреть, как проходила подготовка к празднику. Проходя по территории бывшего монастыря. Владыка обратил внимание на неаккуратную насыпь из гальки близ гульбища Благовещенского собора и попросил разровнять ее. Через два дня вызвали тракториста. Сняв верхний слой гальки, он наткнулся на осколочно-фугасную мину. Потрясенные прихожане вызвали бригаду саперов. Мина оказалась боеспособной и при взрыве разрушила бы собор, могли пострадать люди. Так строитель Киржачского монастыря, преподобный Сергий, и его первый игумен, преподобный Роман, чудесно сохранили свою обитель и предотвратили несчастье.
По благословению архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия разоренные приходские храмы во имя Всемилостивого Спаса и Благовещения Пресвятой Богородицы в 1995 году вновь обращены в обитель, но на сей раз уже в женскую. Удивительно, что Благовещенский монастырь был открыт 4 июля, перед всенощным бдением в канун памяти преподобного Сергия Радонежского, с которым соединяется вся история обители. Первые насельницы поступили сюда из Александровского Свято-Успенского женского монастыря. Впереди их ожидали большие трудности по восстановлению древнего монастыря: здания не отапливались, в них помимо холода царила сырость. За молитвы святого покровителя, преподобного Романа , ни одна из сестер не заболела.
В мае 1997 года в Благовещенскую женскую обитель приехала как паломница Людмила Трубина. Нà второй день после приезда в монастырь у молоденькой, совершенно здоровой девушки опухли до колен и начали болеть ноги. Ей пришлось сменить обувь. Людмила не могла стоять и с трудом передвигалась. Боль в ногах была настолько мучительна, что девушка не могла удержаться от слез, унывала. Услышав об исцелении девочки из Ратьково, вечером она решила прочесть акафист преподобному Роману над местом его погребения. На следующий день боль неожиданно утихла. Обрадованная девушка еще раз прочла акафист первоигумену Киржачского монастыря, благодаря его за облегчение в болезни, после чего получила совершенное исцеление.
В 1996 году известным историком С. А. Беляевым были начаты большие археологические работы в усыпальнице преподобного Романа. В центре часовни, на глубине около двух метров от древнего пола, были обретены святые мощи преподобного Романа, чудесным образом сохранившиеся, несмотря на все перипетии истории, и не потревоженные всевозможными работами на этом месте. Это событие пришлось на 12(25) ноября 1996 года, день празднования иконы Божией Матери Милостивой и памяти святителя Иоанна Милостивого.
Вопрос о почитании преподобного Романа тесно связан с историей установления памяти Собора Радонежских святых, которая восходит к середине XVII века, когда было осознано значение преподобного Сергия как всероссийского святого и печальника Русской земли. Именно тогда уже были составлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского.
По благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь Обретения мощей преподобного Сергия, 6 июля; в 1982 году, в день празднования Владимирской иконы Богоматери, 23 июня, установили память Собора Владимирских святых. В числе святых, в земле Владимирской и Радонежской просиявших, был прославлен и ученик преподобного Сергия, преподобный Роман, игумен Киржачский.
Благовещенская Киржачская обитель, управляемая после преподобного Романа многочисленными настоятелями и строителями, находилась в ведении Троице-Сергиевого монастыря.
Из почтения к памяти основателя обители, преподобного Сергия Радонежского, его близкого ученика и сподвижника, преподобного Романа Киржачского, многие князья и бояре вносили крупные вклады в Благовещенский монастырь. Монастырские крестьяне освобождались от пошлин, разрешались рыбные ловли, оказывались и иные льготы. Державные князья, российские государи, именитые боярские фамилии оказывали внимание монастырю, но наибольшее попечение о нем имели бояре Милославские, фамильная усыпальница которых была устроена под церковью Всемилостивого Спаса. Известный царский изограф Симон Федоров Ушаков в 1659 году написал для монастыря образ Господа Иисуса Христа с предстоящими преподобными Сергием и Никоном.
Во все время своего существования Киржачская обитель имела достаточные средства, а потому могла оказывать значительную помощь больным и неимущим.
В числе многих русских монастырей, в 1764 году Благовещенскую обитель упразднили и обратили в приходскую церковь. Имущество передали в Троице-Сергиеву лавру, а братство было разослано по другим монастырям.
В середине XIX века семья Соловьевых, жителей города Киржача, приняла на себя особое попечение о бывших монастырских храмах, отремонтировав их и обновив настенную живопись.
Главный храм обители во имя Благовещения IIpecвятой Богородицы построен в конце XV — начале XVI века по подобию Троицкого собора монастыря преподобного Сергия. В его подклете некогда был придел в честь равноапостольных царей Константина и Елены. Вторую церковь XVI века посвятили преподобному Сергию Радонежскому, устроителю святой обители на Киржаче. Храм во имя Происхождения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса выстроен в 1656 году Иоанном Андреевичем Милославским, впоследствии его подклет стал родовой усыпальницей Милославских. Последняя церковь была устроена на территории монастыря братьями Соловьевыми на месте погребения своих родителей в XIX веке и посвящена Всем святым.
После Октябрьской революции, около 1928 года, надолго прервалась литургическая жизнь некогда славной древней обители, храмы закрыли. В 1932-34 годах был взорван и полностью разрушен храм во имя преподобного Сергия. Семь десятилетий царило запустение на святой земле, но милостью Божией, спустя 605 лет после блаженной кончины смиренного ученика аввы Сергия, преподобного Романа Киржачского, в Благовещенском монастыре ныне торжественно прославляют память его светлого имени.