Перейти к содержимому

Подготовительные недели к Великому посту

В этом году Пасха Христова - 8 апреля
подготовительные Недели Великого поста начинаются
после отдания праздника Крещения Господня с 28 января
Общее понятие о подготовительных Неделях Великого поста

Святую Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:
о мытаре и фарисее (без седмицы),
о блудном сыне (с седмицей),
мясопустная (с седмицей),
сыропустная (сырная) (с седмицей).


В    продолжение подготовительных Недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания. После сплошной седмицы, следующей за Неделей (воскресеньем) о мытаре и фарисее, она восстанавливает пост среды и пятницы; затем возводит христиан на более высокую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.
Такое    особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века — святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие – оставили нам беседы, произнесенные ими в каждую из названных подготовительных Недель.
Каноны    и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных Недель, также относятся к древнему периоду. В IX веке Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели: о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в том же веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на Неделю о мытаре и фарисее.
Приготовляя    верующих к Св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. В приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека – к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах; а также ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в приготовительные Недели предлагает нам на утрени умилительные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...». Для той же цели, как бы ассоциируя 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 156 пс.: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом...».
Неделя о мытаре и фарисее
Свое наименование эта подготовительная Неделя получила от того, что    на ней читается Евангельская притча о мытаре и фарисее (Лк., зач. 89-е), из которой видно, что мытарь вышел из храма более оправданным, чем фарисей.
Приготовляя    к посту и покаянию, Церковь примером мытаря указывает на истинное начало, основание покаяния и всякой добродетели – смирение, а примером фарисея – на главный источник греха, препятствие к покаянию и добродетели – гордость. Гордость разрывает связь, общение с Богом, общение любви, делает человека богоотступником, замкнутым в своей греховной, эгоистической натуре, препятствует развитию в нем добра. Об этом говорится и в песнопениях службы: «Тщеславие отщетевает (наносит убыток) богатство правды, смирение же расточает (рассеивает) страстей множество».
Превосходный    путь к прославлению показал Бог Слово, Сам смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы («до зрака раба»), и всякий, кто Ему подражает, смиряясь, прославляется.
Поэтому    в песнопениях Недели Церковь призывает отвергнуть («отринуть») высокохвальную гордыню и стяжать «высокотворное смирение» и умиление.
Особенности богослужения
Начиная с Недели о мытаре и фарисее, во все подготовительные Недели    (воскресенья) Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной.
На    утрени в воскресные дни, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дни после Евангелия, пения «Воскресение Христово…» и чтения 50-го псалма поются покаянные песни, в которых покаянное чувство выражается с особой силой глубиной: на «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо: «Молитвами апостолов...»), на «И ныне»: «На спасения стези...» (вместо: «Молитвами Богородицы...»); затем «Помилуй мя, Боже...» и «Множества содеянных мною лютых...».
В    основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери...» положена притча о мытаре и фарисее; из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни: «На спасения стези...» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей: «Множества содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Таким образом, эти покаянные песнопения тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные Недели к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и мясопустную).
Кроме    того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) — в знак обличения этим горделивого поста фарисея.
Седмица и Неделя о блудном сыне
В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е),    от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.
«Познаим,    братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предустрет лобзает, и паки Своея славы познание (отличия) дарует; и таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу и славному Заколению – Спасу душ наших».
Церковь    учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.
Таким    образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов, и потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного.
Особенности богослужения
1) На утрени в Неделю о блудном сыне (и затем в Недели мясопустную и    сырнопустную), после пения полиелейных псалмов (134-го и 135-го) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» поется еще псалом 136-й: «На реках Вавилонских...» («с Аллилуиею красною»). Этот псалом побуждает грешников, находящихся в плену греха и диавола, осознать свое несчастное, греховное состояние, подобно иудеям, которые осознали свое горькое положение в плену Вавилонском и впоследствии раскаялись. Затем поются воскресные тропари: «Ангельский собор...».
2) На утрени после 50-го псалма поются покаянные песнопения: «Покаяния отверзи ми двери...».

Седмица и Неделя мясопустные
Седмица после Недели (воскресенья) о блудном сыне и заключающая ее    Неделя (воскресенье) называются мясопустными по той причине, что на этой Неделе заканчивается вкушение мяса. Само воскресенье называется еще «мясопуст» (то есть отпуск мяса, лишение, прекращение вкушения мяса). Неделя мясопустная называется также Неделей о Страшном суде, так как о нем на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф., зач.106-е).
В    субботу мясопустную – перед воспоминанием Страшного суда Христова, на котором предстанут все живые и умершие, – Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».
По    неисповедимому Своему Промыслу Бог предопределил разную кончину людям. «Подобает же ведати, – говорится в синаксарии мясопустной субботы, – яко не вси в пропасти впадающии, и во огнь, и в море, и глаголемыя пагубы, и студени (холод) и глад, по повелению Божию сие страждут: сия бо (ибо таковы) суть Божии судьбы, ихже ова (когда одним смерти) бывают по благоволению (Божию), ова (другим) же по попущению: другая же (смерти) и ведения ради и прещения (грозного предупреждения), и уцеломудрения иных бывают».
В    эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы («узаконенных псалмов и песнопений памяти не получиша».
Мысль    о конце нашей жизни, при воспоминании об отшедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой к тленному и мимотекущему.
«Приидите    прежде конца, вси братие, перст нашу видяще, … и яко прах человек, снедь червием и тление, яко сухия кости наша всяко (вовсе) не имущия дыхания. Во гробы вникнем: где слава, где доброта (красота) зрака? Где благоглаголивый (красноречивый) язык? Где брови? Или где око? – вся прах и сень: темже пощади, Спасе, всех нас».
    Мясопустная Неделя, как уже было сказано, посвящена воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде живых и мертвых. Это воспоминание совершается для того, чтобы грешники – по грубости своей духовной природы – в надежде на неизреченное милосердие Божие не предались беспечности и нерадению о своем спасении. Православная Церковь в богослужебных стихирах и тропарях этой Недели изображает ужасные следствия беззаконной жизни, когда грешник предстанет перед нелицеприятным («неумытным») судом Божиим.
Напоминая    о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог – милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос, имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд – праведным и неподкупным испытанием («неумытным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным судом Божиим:
«В чину своем, монах и иерарх, старый и юный,
раб и владыка истяжется (будет спрошен),
вдовица и дева исправится (будет испытана): и
всем горе тогда, не имевшим житие неповинное».
Седмица и Неделя сыропустные
Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица)    называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.
Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.
Песнопениями    сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33).
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

    В сырную субботу совершается воспоминание святых мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на духовные подвиги примером святых подвижников. Служба – с великим славословием.
В сыропустную неделю (воскресенье) Церковь, приблизив нас к вратам Св. Четыредесятницы, приводит нам на память «от пищи испадение Адамово», изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.
Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие.
1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с некоторыми особенностями) такое же, как в Великом посту (великое повечерие, часы, изобразительны и вечерня).
Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.
2. В воскресенье сырнопустное, как и в предыдущие два, поется на утрени (в последний раз) 136-й псалом «На реках Вавилонских», а покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери...» – продолжаем петь до 5-й недели Великого поста.
В    сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения.
3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е), указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.

Литургика. схиархим. Иоанн Маслов (в сокращении)