Перейти к содержимому

Древность Великого поста и его значение

Пост — ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержных, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел. (Преп. Исаак Сирин)

Пост перед праздником Святой Пасхи (или Святая Четыредесятница), называется Великим по особой важности его установления.
Древние    христианские писатели единогласно свидетельствуют, что Святая Четыредесятница установлена апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея (Исх.:34 гл.), Илии (3 Цар.:19 гл.), а главным образом – Господу Иисусу Христу, постившемуся в Иудейской пустыне сорок дней (Мф. 4:2).
О    том, что Великий пост – установление святых апостолов, свидетельствует и 69-е Апостольское правило, повелевающее поститься в Св. Четыредесятницу. Кроме того, на апостольское установление Св. Четыредесятницы и соблюдение ее всей первохристианской Церковью указывают святые отцы Церкви I-IV веков: Игнатий Богоносец (I в.), Виктор, еп. Римский (II в.), Дионисий Александрийский (IV в.) и многие другие.
О    том, что с самого начала продолжительность Великого поста была сорокадневной, мы имеем свидетельства, идущие от глубокой древности. Само название Четыредесятницы встречается весьма часто в древних письменных памятниках. Святители Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что Великий пост в их время существовал повсюду. Но еще более непререкаемое свидетельство о древности этого поста представляет пасхальный круг св. Ипполита Римского (III в.), начертанный на его седалище.
Сорокадневный    Великий пост соблюдался, однако, в Древней Церкви не в одно и то же время, что зависело от неодинакового исчисления дней поста, в которые он назначался. Но уже в IV веке в восточных Церквах установился существующий и доныне порядок соблюдения Великого поста: с понедельника (после Недели сыропустной) до Великой Субботы. Таким образом, Великий пост состоит собственно из сорока дней поста Четыредесятницы и поста Страстной седмицы – «ради спасительных Страстей Христовых» (св. Симеон Солунский).
В    Апостольских Постановлениях (кн. 5, гл. I) о Великом посте говорится: «Да совершается этот пост (т.е. Св. Четыредесятница) прежде поста Пасхи (т.е. Страстной седмицы), начиная со второго дня (т.е. понедельника) и оканчивая в пятницу: потом начинается св. седмица Пасхи (т.е. страданий Христовых), постясь во время её все со страхом и трепетом, принося ежедневно моление о согрешающих». В этих Апостольских Постановлениях ясно обозначается продолжительность Великого поста, состоящего из сорокадневного поста и Страстной седмицы. Св. Епифаний Кипрский пишет о том, что Четыредесятница продолжается до Пасхи (то есть до Страстной седмицы). Эти дни Церковь обыкновенно проводит в посте. Сверх того, и шесть дней Пасхи (Страстную седмицу) весь народ проводит в сухоядении (Изложение кафолической веры, ХХII).
С    самой глубокой древности был определен и сам образ соблюдения Св. Четыредесятницы. Древние христиане проводили этот пост с особой строгостью, воздерживаясь даже от вкушения воды до девятого (третьего по полудни) часа дня. Пищу вкушали после девятого часа, употребляя лишь хлеб и овощи. Древняя практика соблюдения Великого поста отражена и в нашем Церковном уставе (см.: Типикон, гл. 32: «От правил святых апостол и святых отец о святой велицей Четыредесятнице, яко должен всякий христианин опасно (строго) хранити»). Особо строгий пост Православная Церковь предписывает в своем Уставе хранить в первую и Страстную седмицы. В чистый понедельник и вторник первой седмицы следует соблюдать высшую степень поста – «отнюдь вовсе ясти не подобает». В остальные же седмицы поста (кроме суббот и воскресений) принятие пищи разрешается один раз в день – вечером, причем «сухоядение». В субботние и воскресные дни разрешается вкушение вареной пищи с елеем (растительным маслом), и притом дважды в день. Только в праздник Благовещения (когда он не совпадает со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье разрешается вкушение рыбы.
Употребление    в пищу мяса, молока, сыра и яиц в Св. Четыредесятницу запрещено Шестым Вселенским Собором (правило 56-е). По Апостольской заповеди, если клирик вкушает постом мясо или даже сыр и яйца, то должен быть извержен, а если мирянин, то отлучен от Церкви.
Нарушающих    пост в Св. Четыредесятницу Церковь строго осуждает. Так, правило Лаодикийского (с 49-го по 52-е), Трулльского (29-е, 56-е и 89-е) и Гангрского (19-е) Соборов, а также 69-е Апостольское правило говорят, что если «епископ, или пресвитер, или диакон, или чтец, или певец в четыредесят дней не постится и всякия среды и пятка всего лета, кроме немощи, да извержется (из сана). Аще мирской человек (не постится), да отлучится».
В    Номоканоне говорится: «Ядяй мясо или сыр в Великую Четыредесятницу, или в среду и в пяток – лета два (т.е. года два) да не причастится» (Малый Требник, прав. 85-е). Отсюда мы видим, как строго соблюдали пост христиане древних времен.
Но,    действуя в духе любви и милосердия, Православная Церковь не возлагает подвиг поста во всей полноте на немощных и не отчуждает непостящихся по немощи от участия в радости Причащения и Пасхи. Однако немощные телом, как и здоровые, особенно обязаны хранить в Четыредесятницу, равно как и в другие посты, духовный пост — воздержание от грехов — и творить дела любви и милосердия.
«Пост,    – говорится в одной древней книге,— делает человека умеренным, трезвым, стыдливым, молчаливым, целомудренным. Пост укрощает похоти, умеряет страсти, умножает святые желания, уничтожает порочные; все внутри нас в порядок приводит; развращенные помыслы отдаляет, знание насаждает, огнь похоти погашает, мысль тихим спокойствием исполняет, и всегда от бури пороков защищает» («Нетленная пища». С. 235).
Через подобающе исполненный пост мы приобщаемся свету Богообщения, «сладости жизни во Христе Господе и Спасителе нашем».

 

Об авторе

Магистр богословия схиархимандрит Иоанн (Маслов) (1932—1991) –    выдающийся священнослужитель Русской Православной Церкви, автор таких фундаментальных богословских сочинений, как «Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие» (М., 1993 и 2000), «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» (М., 1993 и 1995), «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI-XX веках» (М., 1994), «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» (М., 1996 и 2000), «Глинский Патерик» (М., 1997), «Лекции по Пастырскому богословию» (М., 2001), «Архив Глинской пустыни» и др.
Отец    Иоанн начал служение Господу в знаменитой Глинской пустыни. В этом монастыре он принял монашеский постриг, а после закрытия пустыни с 1961 года учился в Московской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии. Долгие годы преподавал в Московских Духовных школах и воспитал целую плеяду священнослужителей. Прославился многими благодатными способностями и подвигом старчества.
Святейшие    Патриархи Алексий I и Пимен хорошо знали и ценили отца Иоанна. Он был награжден двумя орденами Преподобного Сергия, двумя крестами с украшениями, имел высшую церковную награду – Патриарший крест. Земной путь отец Иоанн закончил в Сергиевом Посаде 29 июля 1991 года.
Святейший    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II пишет: «Отец Иоанн принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру… Его духоносность так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».
Лекции по литургике схиархимандрит Иоанн читал в Московской Духовной семинарии.

"Православная энциклопедия «Азбука веры»." (http://azbyka.ru/).