Благовещенский собор
История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.)
Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV.
Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах.
Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца.
Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.
Внутри весь Благовещенский собор и его галерея были украшены живописью. Храм в 1857 году расписывал Александр Петрович Соловьев, а галерею в 1878 году живописец Илья Яковлевич Яковлев. В 1885 г. росписи были поновлены московским живописцем А.Я. Стороженко.
В 1918 году Благовещенский собор был национализирован и реквизирован военным ведомством. В том же году его вернули верующим, но лишь в бесплатное пользование. Наиболее ценное имущество из ризницы собора было опечатано и взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР. В 1923 году договор аренды с прихожанами собора был расторгнут. Отнятый у верующих храм оказался в ведении вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. В 1924 году вместе с другими древними храмами обители он был объявлен «охраняемых государством памятником истории и архитектуры» и поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР.
С 1924 года Благовещенский собор вместе со Спасским храмом составлял основу киржачского музейного комплекса. В нем размещалась экспозиция древнерусского церковного искусства, состоявшая из икон XIV-XVII веков, серебряных изделий XV-XIX веков, церковной утвари и шитья XVI-XIX веков, предметов резьбы по дереву, каменных могильных плит XV и XVII веков, древних рукописей и старопечатных книг. Большинство этих экспонатов попали в музей из соборной ризницы и других «исторических» церквей Киржачского уезда. В непосредственной эксплуатации Киржачского музея Благовещенский собор находился до конца 1928 года. За все время существования музея никакого ремонта в нем не производилось, и храм начал разрушаться. К 1928 году одна из его алтарных апсид дала сквозную вертикальную трещину, протекала крыша.
После прекращения деятельности Киржачского музея, Благовещенский собор подвергся окончательному разорению. По сохранившимся воспоминаниям, в 1929 году в него заходили «все, кто хотел, и брали все, что хотели». В Киржаче в это время работал ТОРГСИН, который спокойно принимал то, что охочие люди обдирали с икон и стен собора. Летом 1930 года Киржачский Горсовет начал противозаконную «поломку» Благовещенского собора. Узнав об этом, Главнаука Наркомпроса РСФСР, в чьем ведомстве он находился, встала на его защиту. Памятник истории и архитектуры был сохранен, но ввиду отсутствия средств на ремонт и реставрацию оказался безхозным. Здание продолжало ветшать, его настенная живопись разрушалась. Во время войны Благовещенский собор использовали под склад боеприсов. А в последующие годы в нижних его помещениях располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка.
В 1963 – 1964 годах Благовещенский собор вместе с храмом Всемилостивого Спаса реставрировали по плану, разработанному под руководством архитектора И.А.Столетова в научно-реставрационных мастерских Владимира. В результате двухлетних работ над собором установили новый, покрытый лемехом, купол и крест. За ветхостью, а также следуя существовавшей тогда концепции восстановления храмов в их первоначальном виде, разобрали второй этаж галереи, соединявшей собор со Спасским храмом. построили лестницы, отремонтировали дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не проводили, ограничившись его внешней побелкой. После этого оно еще 20 лет оставалось бесхозным.
В 1983 году в Благовещенском соборе городские власти Киржача намеревались открыть музей. Но поскольку ремонтно-реставрационные работы 1980–1990-х годов велись с нарушением технологий, монастырские храмы пришли в аварийное состояние, и власти были вынуждены отказаться от своих планов. В 1990 году Благовещенский собор вернули Русской Православной церкви.
Храм преподобного Сергия Радонежского
Вторым по значимости в обители был храм, построенный в 16 веке в честь основателя Благовещенского монастыря преподобного Сергия. В грамоте 1562 г. говорится: «церковь Сергъй чудотворецъ съ трапезою каменная» (славянский шрифт). Это была теплая трапезная церковь, в подземных помещениях которой хранились монастырские запасы.
Церковь имела вид прямоугольника с одной алтарной апсидой, расположенной восточной стороны. Над входной дверью в церковь находился Нерукотворный образ Спасителя.
В иконостасе хранилась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского XVII в., на которую в память 500-летия его преставления была сделана серебряная риза с позолотой и эмалевыми украшениями. В нижнем ярусе иконостаса находилась икона трех Радонежских святых – преподобных Сергия, Никона и Романа.
В киотах, украшенных позолоченной резьбою были установлены иконы благоверного князя Александра Невского и Петра Митрополита с изображением над ними Пресвятой Троицы в серебряной позолоченной ризе. На иконе надпись, сделанная на финифте: «сия икона сооружена усердием граждан города Киржача в знак благодарности за построение храма Всех святых и колокольни на свое иждивение гражданами Петром и Александром Соловьевыми в 1867 году июня 9 дня».
В середине XIX века храм был перестроен: верхний этаж с бывшей при нем трапезной снят и устроен в один храм, под один свод, без столбов и разделений. С северной стороны была устроена ризница. Усердием прихожан был позлащен иконостас храма, а купол и стены украшены живописью, выполненной на пожертвования и стараниями А.П. Соловьева. Тогда же был положен и чугунный узорчатый пол.
В старинных помещениях со сводами, располагавшихся под полом во всю величину храма, были устроены духовые печи. Под папертью, где сидели нищие, для тепла также была устроена особая духовая печь.
В описании храмов бывшего Благовещенского монастыря, сделанном в 1866 году, о храме преподобного Сергия сказано: «Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской епархии».
В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был объявлен народным достоянием и реквизирован военным ведомством. В 1923 года его передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея, а в следующем году причислили к охраняемым государством памятникам истории и архитектуры и поставили на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Осенью 1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного исполкома сдал его в аренду обновленческой общине верующих.
Сергиевский храм был разорен еще в «домузейный» период, а при обновленцах, по утверждению заведующего Киржачским музеем Николая Васильевича Синичкина, «пришел в совершенное запустение». 25 августа 1928 «в связи с хищническим отношением к имуществу и культовым зданиям, к музейным ценностям, а также непроизводством ремонта-покраски» музей по требованию властей разорвал договор аренды с обновленцами.. Некогда прекрасный храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. По воспоминаниям киржачского старожила Сергея Алексеевича Левшина, для работы по подготовке взрыва привлекли учащихся Киржачского ФЗУ – они пробивали ниши для зарядов. «После первого взрыва», — вспоминал Левшин, — храм не рухнул, но лишь осел на фундамент. Тогда состоялся вторичный взрыв. Чтобы произвести его, привлекали уже не местные кадры, а военных. Второй взрыв «удался» – храм рухнул. Одновременно с Сергиевским храмом оказались разрушены часовня преподобного Сергия, причтовый дом и значительная часть древней монастырской стены.
Храм Всемилостивого Спаса
У восточной алтарной стены Благовещенского собора в 1656 г. на средства боярина Ивана Андреевича Милославского была построена каменная церковь в честь Всемилостивого Спаса. Об этом свидетельствовала надпись, высеченная вязью на белокаменной плите в южной стене храма, которая гласила, что церковь сию боярин Милославский строил «своею казною надъ родителями своими и по своей душъ въчный поминокъ»
Под церковью была устроена усыпальница бояр Милославских. Глава семейства боярин Иван Андреевич служил окольничим при царе Алексее Михайловиче, прозванном в народе «Тишайшим», и состоял в родстве с первой супругой царя – Марией Милославской. Иван Андреевич был дважды женат; после смерти первой жены Агриппины Никитичны его супругой стала внучка прославленного предводителя народного ополчения – Дмитрия Пожарского. К большому горю отца все его дети (сын и четыре дочери) умерли во младенчестве, так что эта ветвь родословной бояр Милославских прервалась с его смертью в 1663 г.
В усыпальнице рода находилось15 гробниц, имевших каменные надгробия, украшенные художественной резьбой. На них были сделанные вязью надписи, из которых следует, что здесь похоронены представители рода Милославских.
Спасский храм представляет собой редкий и интересный архитектурный тип шатровой церкви «иже под колоколы». Он поставлен на подклете и завершается оригинальной шатровой колокольней.
На его углах с западной стороны возвышались две башенки: северо-западная с часами и юго-западная, которая прикрывала выход на верхнюю площадку и к звону, где находились два больших колокола в 100 пудов и 46 пудов (1 600 кг и 736 кг соответственно).
Спасский храм был соединен с Благовещенским собором одной общей площадкой – гульбищем, поставленной на арках подклета. Такой прием соединения двух церквей одной галереей является достаточно редким в русской храмовой архитектуре.
Внутри Спасский храм был благолепно украшен: имел настенную роспись, выполненную в 1856 году Александром Петровичем Соловьевым, пятиярусный позолоченный иконостас с 74 иконами, часть из которых принадлежала кисти известного московского придворного иконописца XVII века Симона Ушакова.
После октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 – поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры.
С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н.Вадбольского и графа Салтыкова. Там же выставлялись святцы, замки, глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После разорения в 1929 году киржачского музея он оказался и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет одновременного с Благовещенским начал «поломку» и Спасского храма. Но незаконное разрушение памятника истории и архитектуры было остановлено Главнаукой Наркомпроса РСФСР.
В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма.
В 1963 – 1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились.
В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви. 1 июля 1990 года священником Стефаном Бензюком после многолетнего перерыва в нем была отслужена первая Божественная Литургия. В 2008 году была произведена внешняя реставрация Спасского храма. Храм покрасили в его традиционные – желто-белые – цвета. На колокольне обновили купол и крест.