Перейти к содержимому

1358-1764 От основания до упразднения

История Благовещенского Киржачского монастыря от основания до упразднения

(1354 – 1764 годы)

«В лето отъ сотворения мира 6900», а от Рождества Христова 1392 «сентября 25 преставися преподобный игуменъ Сергий, святый старецъ, тихий и кроткий»[1]. Вот скромная отметка летописи о кончине преподобного Сергия Радонежского – величайшего подвижника земли Русской, благоговейно почитаемого всеми, от великого князя до простолюдина; умиротворителя князей и поборника единодержавия – созидателя русской государственности; заступника за землю Русскую, благословившего князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву; смиреннейшего инока, известного своим благочестием далеко за пределами нашего отечества; друга святителей, умоляемого, но не умоленного занять кафедру митрополита всея Руси; любимого игумена – преобразователя монашества; пламенного молитвенника, давшего русскому народу такую твердыню Православия и народности, какой явилась основанная им Троицкая обитель во все последующие исторические времена.

sergiy-radonezhskiy

Но не один Троицкий монастырь основал великий Сергий Радонежский. Его благословением и трудами на Руси появилось множество монашеских обителей. В их числе – и основанный Преподобным по особому Промыслу Божиему Свято-Благовещенский монастырь на Киржаче.

Случилось это следующим образом. Во второй половине XIV века в Русской церкви происходила смена Студийского устава на Иерусалимский. Возможно, старший брат преподобного Сергия Стефан был сторонником старой традиции, тогда как Сергий склонялся к новому уставу, введение которого было связано с деятельностью святителя Алексия. Как мы знаем из «Жития преподобного Сергия», составленного его первым биографом Епифанием Премудрым, однажды во время вечернего богослужения Стефан спросил канонарха: «Кто дал тебе эту книгу?» Канонарх ответил: «Игумен дал мне ее». На что Стефан резко сказал: «Кто здесь игумен? Не я ли основал это место?» И другие произнес немирные слова. Преподобный Сергий находился в алтаре и все слышал.

Чтобы не вступать с братом в состязание о первенстве, Преподобный, прямо из алтаря, не заходя в келью, вышел никем не замеченный из ворот основанного им монастыря и направился в Махрищский монастырь к своему духовному другу игумену Стефану. По преданию, в этом путешествии великого Сергия сопровождал его ученик, преподобный Роман.

Некоторое время преподобный Сергий пребывал в Махрищском монастыре, в молитве испрашивая волю Божию, после чего вместе с провожатым отправился дальше. В нескольких верстах от Махры они нашли пустынное место поразительной красоты. Здесь, на высоком берегу реки Киржач, они и остановились. Облюбовав это место для пустынножительства, Преподобный устроил убогое жилище и своими руками ископал на Киржачской круче колодец.

Инокам Троицкой обители вскоре стало известно, куда удалился их смиренный игумен. Один за другим, самые верные и любящие, стали приходить к нему его духовные чада. Преподобный с любовью принимал каждого, расчищал с братией лес и ставил келии. По благословению московского митрополита святителя Алексия Преподобный поставил небольшую деревянную церковь, которую освятили в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Умилительна молитва Преподобного, с которой он обратился ко Господу, приступая к ее строительству: «Господи Боже сил древле укрепивший Израиля многими чудесами и законодавца Своего Моисея многими различными известив знамениями, и Гедеону руном образ победы показавший, Сам ныне, Владыко, Вседетель, услыши мя, грешнаго раба Твоего, молящагося Тебе; прими молитву мою и благослови место сие, где благоизволил создаться храму, во славу Твою и похвалу и честь Пречистыя Матере Твоея, честнаго и славнаго Ея Благовещения, да и в том славится пресвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь»[2].

Вот так и начался Благовещенский Киржачский монастырь.

Оставшаяся в Троицкой обители осиротевшая братия с сокрушенными сердцами отправились к митрополиту Алексию с просьбой о возвращении дорогого игумена. Вняв их просьбе, святитель Алексий послал на Киржач двух архимандритов просить Преподобного вернуться в обитель Святой Троицы. Смиренный игумен отвечал посланным: «Так от меня скажите владыке моему митрополиту: все из уст твоих приемлю с радостию, как бы из уст Христовых и ни в чем тебя не преслушаю»[3]. Преподобный Сергий повиновался святительскому слову и после четырех лет устроения Благовещенского монастыря на Киржаче, вернулся в Троицкую обитель.

Продолжить дело созидания новой пустынной обители и быть в ней наставником иноков игумен Сергий поручил своему преданному ученику и сподвижнику Роману. Преподобный Роман исполнил заповедь своего духовного отца: устроил Благовещенский монастырь и стал образцом подвижнической жизни для своей братии. Он оказался достойным преемником своего игумена, поистине духоносным руководителем своей паствы, словом и примером назидавшим братию монастыря и всех приходивших в обитель. Умножив монастырские здания и украсив Благовещенский храм, преподобный Роман преставился как и его учитель преподобный Сергий в 1392 году и был похоронен у стен Благовещенской церкви.

roman-kirzhachsky

В ходе строительства монастыря окружавшая его местность, некогда глухая и безлюдная, постепенно оживала. Близ обители на месте непроходимых лесов появлялись селения и слободы.

Благодаря славе своего основателя Преподобного Сергия, Киржачский монастырь пользовался большой известностью и вниманием русских князей, царей и бояр. Они одаривали его землями, селами и различными угодьями, так что очень скоро он стал одним из богатейших монастырей северо-восточной Руси.

К середине XVI века Киржачский Благовещенский монастырь являлся вторым из 14 приписных монастырей Троице-Сергиевой обители. В нем подвизалось 90 монахов. Настоятель Киржачского монастыря, который, как правило, назначался из числа монахов Троицкого монастыря, занимал вторую ступеньку после Троицкого архимандрита. Владения монастыря разрослись и располагались уже не только в Переславском, но и в Дмитровском, Владимирском и Юрьевском уездах. Монастырь имел своих крестьян, собственные рыбные ловли, шесть водяных мукомольных мельниц, две солеварницы, доходы с ярмарок.

Однако жизнь монастыря не была безоблачной. По писцовым книгам видно, что в это столетие на долю монастырской братии и населения прилегающих деревень выпали тяжелые испытания. В Киржачской земле свирепствовали то моровая язва, то голод в связи с неурожаями, то пожары. Пережил монастырь и разорение от польско-литовских войск.

Во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, положение Киржачского монастыря улучшилось. В описи Троице-Сергиевой Лавры и приписных к ней монастырей 1642 года о Киржачском монастыре говорится, что храмы его украшены благолепно. Многие из святых икон в храмах обложены серебром, венцы имеют золоченые, а некоторые украшены жемчугом и драгоценными каменьями. Иконостасы с украшениями. Царские врата, сень над ними и столбцы с литыми оловянными и позолоченными изразцами[4]. До середины XVII века в монастыре было три храма – Благовещенский, Сергиевский и в Святых вратах. В 1656 году боярин Иван Андреевич Милославский возводит рядом с Благовещенским собором над могилами своих родителей новую каменную церковь в честь Всемилостивого Спаса. Впоследствии это место становится фамильной усыпальницей Милославских.

В середине XVII века Киржачский монастырь прославился литературными трудами своего игумена Александра, составившего церковную службу и жизнеописание преподобного Даниила, игумена Переславского Горицкого монастыря.

В XVIII веке Благовещенский монастырь продолжал процветать и расширяться.

Но 1764 год стал для него поистине трагическим. В этом году Екатерина II подписала Манифест о передаче монастырских земельных владений и населяющих их крестьян государству. В результате из 954 великорусских монастырей было упразднено 569 и оставлен за штатом 161 монастырь[5]. В числе упраздненных оказался и Киржачский монастырь. Его имущество было передано в Троице-Сергиеву Лавру[6], братия переведены частью туда же, частью в другие монастыри. Монастырские церкви стали приходскими.

«Болезненным ударом по сердцу верующих русских людей была эта реформа. Запустели места, освященные подвигами святых иноков. Заросла тропа, по которой направлялись народные массы к святым старцам для духовного руководства, к святым могилам – для молитв. Закрылось при церквах и монастырях множество школ, больниц и богаделен. Вместе с закрытием монастырей остановилось и великое дело просвещения инородцев. Народное чувство было слишком возмущено, ибо отобрание церковных имуществ было вопиющим нарушением прав собственности и воли тех, которые завещали свои имения церквам и монастырям на дела благотворения, на поддержание иночества и на помин души. Эта реформа была в глазах народа великим грехом, ибо на пожертвования в пользу церквей и монастырей, о чем было сказано выше, Церковь всегда смотрела как на посвященное Богу», – писал архиепископ Серафим (Соболев)[7].

В 1764 году, при отобрании в государственную казну монастырских вотчин, из подмонастырской слободки было образовано казённое село Киржач. Спустя 14 лет его объединили с селом Селиванова Гора. Тогда же новое образование получило статус уездного города с названием Киржач.

[1] Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб, 1855. С. 134.

[2] Преподобный Роман Киржачский и монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы от основания до наших дней /авт.-сост. Белицина Н.В., монахиня Мария (Сташевская). Москва, 2003. С. 13.

[3] Муравьев А.Н. Жития святых Российской Церкви. СПб., 1855. С. 513.

[4] Сборник Актов Сергиево-Лаврской библиотеки № 679 по Переславлю-Залесскому.

[5] Например, во Владимире из 6 монастырей было упразднено 5, в Суздале и Переславле-Залесском из 12 – 8.

[6] Вследствие реформы 1764 года, из 14 приписанных к Лавре монастырей при ней остался только Махрищский, а сама Лавра поступила на штатное (т.е. на государственное) содержание.

[7] Серафим (Соболев), архиепископ. Русская идеология. София, 1939. Цит. по: http://gosudarstvo.voskres.ru/rusideol.htm.